Ваш черёд блеснуть умом!
Десятки тысяч вопросов и игроков ждут вас в викторине "Поумничай!"
Транспорт

Автоломбард: взгляд снаружи и изнутри

Автоломбард: взгляд снаружи и изнутри

#38990# Достать сегодня нужную сумму денег не проблема, особенно если у вас есть собственный автомобиль. Достаточно приехать в автоломбард, оформить там залоговый кредит и через 2–3 часа хрустящие купюры будут в вашем кармане. Но так ли все безоблачно на горизонте автозалогов и что скрыто за их видимой простотой? Евгений ЗАМКОВСКИЙ 

Кушать подано
Ломбардное кредитование известно очень давно. Суть его не менялась десятилетиями: и сто лет назад, и сейчас, посетив подобное учреждение и оставив в залог ювелирные изделия, фамильное серебро или другие семейные реликвии, можно получить взамен деньги. Но время не стоит на месте. Развивается и ломбардный бизнес, приобретая иные формы и осваивая новые методы работы. Одно из наиболее заметных нововведений, появившихся сравнительно недавно, — кредитование под залог автомобиля. К слову, предоставлять такую услугу сначала стали банки, но впоследствии эстафетную палочку подхватили специально созданные для этих целей организации, получившие название «автоломбард».
По большому счету автоломбард мало чем отличается от своего прародителя. Это такая же кредитная организация, как и обычный ломбард, которая работает по принципу: имущество — в залог, деньги — на руки. Отличие лишь в том, что предметом залога выступают автомобили и другой автотранспорт: мотоциклы, грузовые машины, автомобильная спецтехника. В последнее время стали появляться автоломбарды, выдающие кредиты под залог водных мотоциклов, квадроциклов, снегоходов и т. д. Однако это скорее исключение из правил, чем общепринятая норма. Большинство подобных организаций все-таки предпочитает брать в качестве залога легковые и грузовые автомобили отечественного и импортного производства. А объясняется такая избирательность тем, что основным критерием при определении предмета залога является его ликвидность, то есть возможность дальнейшей реализации в случае невозврата выданного кредита, которая, конечно, выше у автомобилей, поскольку именно данный вид транспорта пользуется повышенным спросом на потребительском рынке.

Подробнее о залоге и кредите
Стоит заметить, что ломбард возьмет в залог не каждый автомобиль. Оценщик предмета залога обратит внимание прежде всего на возраст машины, ее техническое и внешнее состояние. Естественно, чем старше автомобиль, чем хуже его внешний вид и эксплуатационные характеристики, тем меньше вероятность того, что он устроит автоломбард. Поэтому залогом, как правило, становятся автомобили отечественного производства не старше трех лет и иномарки не старше десяти лет, естественно, в исправном состоянии. Битые и устаревшие машины (за редким исключением) не представляют коммерческого интереса для автоломбарда, а потому не могут служить залоговым обеспечением при получении кредита.
Принимают залог у лиц не моложе 18 лет при наличии общегражданского паспорта и документов на машину (паспорт технического средства, свидетельство о регистрации в ГИБДД). Кроме того, следует иметь в виду, что оставляемый в залог автотранспорт должен находиться либо в собственности клиента, либо в его доверительном управлении, которое подтверждено генеральной доверенностью, выданной в установленном порядке и заверенной у нотариуса. Перечисленные документы являются обязательными для оформления займа. При их отсутствии автомобили в залог не принимаются и ссуда по ним не предоставляется. Деньги в автоломбарде нельзя получить и в том случае, если машина приобретена в кредит, который еще не погашен.
Чтобы оформить заем в автоломбарде, нужно пройти четыре этапа.
ЭТАП ПЕРВЫЙ: определяется предмет залога, размер займа и срок кредитования.
ЭТАП ВТОРОЙ: производится оценка стоимости машины и ее проверка на юридическую чистоту.
ЭТАП ТРЕТИЙ: с клиентом согласовываются все необходимые детали и при взаимопонимании сторон оформляются договорные отношения.
ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ: заемщик получает ссуду, а его автомобиль помещается на специально оборудованную и охраняемую автостоянку, где он будет находиться до тех пор, пока не будет возвращен долг. При этом ответственность за сохранность машины полностью возлагается на автоломбард.
Следует отметить, что фактическое присутствие машины на стоянке является обязательным условием любого автоломбарда. Это означает, что начать пользоваться автомобилем можно только после проведения всех взаиморасчетов: полного возврата взятой ссуды и процентов по ней, оплаты услуг по хранению. Да, вы поняли все правильно: хранение машины на стоянке — услуга платная. Ее стоимость определяется внутренними тарифами и составляет в среднем 100–150 рублей в сутки. Счетчик включают сразу после помещения машины на автостоянку. Однако бывают и исключения. Некоторые автоломбарды устанавливают для своих клиентов так называемый льготный период хранения. Его продолжительность, как правило, не превышает первоначального срока кредита. В течение этого времени нахождение машины на стоянке автоломбарда является для клиентов бесплатным. Однако в случае пролонгации договора оплачивать хранение автомобиля придется уже по более высоким расценкам — 250–300 рублей в сутки.
Услуги по предоставлению самого займа тоже, конечно, небесплатные. Их стоимость устанавливается в процентах от выданной ссуды и зависит как от суммы, так и от времени кредита. Чем больше то или другое, тем дороже клиенту обходятся заемные деньги. Например, кредит на сумму 250 000 рублей сроком на 10 дней будет стоить 2,5–3 процента от полученной суммы (6250–7500 руб.). Если брать эти же деньги на 30 дней, то процентная ставка будет составлять уже порядка 4,5–6,5 процента (11 250–16 250 руб.). 

Проценты: истинные и ложные
При обращении в автоломбард заемщик должен быть предельно внимательным. Здесь не все так просто и однозначно, как это может показаться на первый взгляд.
«Наш автоломбард готов предоставить кредит под 1,3 процента», — было написано в рекламе, размещенной на одном из интернет-сайтов. Интересное предложение, нечего сказать. Но на каких условиях им можно воспользоваться? После звонка в этот ломбард выяснилось, что действительность выглядит не столь радужно, как реклама. К примеру, кредит на полную оценочную стоимость автомобиля (360 000 руб.), предоставленный на 14 дней, будет стоить 4,5 процента от выданной суммы. Что касается декларируемых 1,3 процента, то это оказалась совершенно другая история. Для получения кредита на рекламируемых условиях нужно, к примеру, заложить автомобиль «мерседес» и взять кредит в размере 60 000 рублей сроком на 5 дней. Вот тогда за заемную сумму можно будет заплатить 1,3 процента. То есть получается следующее: минимальные проценты возможны лишь в том случае, когда ссуда выдается на короткое время и размер залога существенно выше суммы кредита.
Следует обратить внимание и на другую особенность ломбардного кредитования. Так, некоторые автоломбарды оставляют за собой право менять процентную ставку при пролонгации договора. Впрочем, делается это на вполне законных основаниях. Заключается, к примеру, с клиентом договор займа на 10 дней, но заемщик не успевает к концу срока вернуть основной долг и погашает только проценты. Тогда составляется дополнительное соглашение, в котором может быть указана ставка, отличная от той, что была ранее. Естественно, более высокая. Так что при заключении договора обязательно узнайте об условиях его продления.
Кроме того, следует иметь в виду, что сама пролонгация может также оказаться небесплатным удовольствием. Не исключено, что с заемщика возьмут дополнительную комиссию. Обычно она составляет 1 процент от выданной суммы. И так при каждом новом оформлении.
Договор договору рознь
Что касается самого залогового договора, то это вообще отдельная песня. Тут тоже существует масса нюансов, о которых нужно знать. Не рассчитывайте, что вы легко его получите для предварительного ознакомления. На большинстве автоломбардных сайтов образца договора просто нет. По телефону говорят, что он имеет стандартную форму, но какова эта самая «стандартная форма» не объясняют. Создается впечатление, что договор —  тайна за семью печатями.
Однако нам удалось получить на руки несколько экземпляров договора от разных «производителей». Выяснилось, что никакой стандартизацией здесь и не пахнет: договоры во многом отличаются друг от друга. Но и это не столь важно, принципиальнее другое. Все договоры требуют соответствующих пояснений, поскольку не позволяют в полной мере понять величину собственных расходов по займу. Замысловатые и неоднозначные фразы, сноски на какие-то ломбардные правила, которые ни один клиент и в глаза-то не видел… Одним словом, перед тем как ставить свою подпись, необходимо внимательно ознакомиться с содержанием договора, задать все интересующие вопросы и только лишь в случае получения ясных и вразумительных ответов заключать соглашение.

Делаем выводы
ВЫВОД ПЕРВЫЙ. Автоломбардное кредитование — быстрый и удобный способ получения ссуды, не требующий поручителей и оформления многочисленных документов, в чем и заключается его неоспоримое преимущество перед банковскими кредитами. Клиент, открывший двери автоломбарда, может получить ссуду в течение 2–3 часов после обращения.
ВЫВОД ВТОРОЙ. Автоломбард (опять же в отличие от банков) — краткосрочный источник финансирования. Следовательно, он интересен лишь в том случае, когда требуется перехватить деньги на пару дней. При продолжительном кредитовании услуги автоломбардов теряют смысл, поскольку становятся дороже банковских кредитов.
ВЫВОД ТРЕТИЙ. Человек, решивший воспользоваться услугами автоломбарда, должен быть готов к тому, чтобы изучить и принять предложенные ему правила игры, а также соблюдать их в течение срока действия залогового договора. В таком случае проблем скорее всего не возникнет. Одним словом, необходимо хорошо подумать и лишь затем принимать окончательное решение.

Как я закладывал машину
(Из личного опыта)

Мне как–то срочно понадобились деньги. Кредит оформлять долго, просить у друзей и знакомых не хотелось. И тут приятель подбросил идею автоломбарда. Заехав в тот, что первым попался в Интернете, я сходу начал излагать причину своего визита. Так, мол, и так, нужны деньги. В наличии есть Ford Focus, седан, год выпуска — 2006, двигатель 1,6 л.с., ручная коробка передач, дополнительные опции такие-то (далее следовал обширный перечень различных наворотов). На какую максимальную сумму могу рассчитывать? «Щас», — сказала миловидная девушка, быстро присаживаясь к компьютеру. Через 10 секунд ответ был готов. «Залоговая стоимость вашей машины будет составлять 220 000 рублей. Однако окончательная цена может быть установлена только после проведения экспертизы. Мало ли, может быть в машине какие-то дефекты есть», — бодро отрапортовала она.
Сказать, что цифра меня удивила, это не сказать ничего. Судя по всему, мое изумленное лицо не осталось незамеченным сотрудницей автоломбарда. «Вы что, рассчитывали на другую сумму?» — поинтересовалась она. «Да, в общем-то, как вам сказать, — начал я. — Мне известно, что рыночная цена моего автомобиля составляет сегодня не менее 360 000 рублей. На вашем сайте было четко написано, что вы оцениваете машину в 85 процентов ее стоимости, фактически же предлагаете значительно меньше. Вы случайно не ошиблись в расчетах?» Вопрос, судя по всему, был ожидаемым. «Я не могу ошибиться, — уверенно ответила девушка, — это программа выдает такой результат». Ну понятно, программа, с ней не поспоришь. Хотя после непродолжительного разговора, мне все-таки удалось выяснить, в чем проблема. Оказывается, залоговая стоимость автомобиля рассчитывалась компьютером исходя из его базовой комплектации, а  стоимость многочисленных дополнительных опций (их изначальная цена, кстати, была порядка 80 000 руб.) вообще в расчет не принималась. Вот такая арифметика получается.
Кстати, хочу сказать, что предложенная сумма в конечном итоге оказалась приемлемой для меня. Обзвонив и объехав еще несколько мест, я получил похожие результаты. В итоге вернулся в исходную точку и оформил заем.
Павел Шебулков 

Источник: © Семейный бюджет, 2008, № 7



Количество просмотров: 12890
Погода в Москве

ясно  -4oC

 

ясно

Гороскопиум

Loading...
 
Знаете, что думают о Вас ацтеки или друиды
  
 
 
В верх страницы В конец страницы