Ваш черёд блеснуть умом!
Десятки тысяч вопросов и игроков ждут вас в викторине "Поумничай!"
Покупки и платежи

Битва за технику

Битва за технику

#39004# Продажа некачественного товара, отсутствие необходимых его компонентов и, как следствие, попытки вернуть потраченные деньги — это проблемы, с которыми современный потребитель сталкивается каждый день. Причем именно при покупке бытовой техники (как изделий технически сложных) подобные проблемы возникают чаще всего.
Ольга КАРЛОВА, адвокат Межрегиональной коллегии адвокатов «Закон и человек»

Начало атаки
Отношения между потребителями и продавцами, а также права обеих сторон регулирует закон «О защите прав потребителей». Там же прописано и то, как этими правами можно воспользоваться. Итак, вооружимся законом и — в атаку. Обнаружив, что приобретенный телевизор или стиральная машина не работает, покупатель прежде всего должен составить претензию. Претензия — письменное требование к продавцу (или изготовителю) некачественного изделия с обоснованием этого самого требования, то есть указанием обнаруженных дефектов. При составлении претензии покупатель вправе потребовать (по своему выбору):
 безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их устранение, произведенных самим потребителем или третьим лицом. Но не забывайте о том, что, если при покупке товара вам был выдан на руки гарантийный талон с требованием осуществлять гарантийный ремонт в мастерских, указанных продавцом, это требование необходимо соблюдать;
 соразмерного уменьшения покупной цены (то есть рассматривать товар как некондиционный и требовать возврата части уплаченной за него суммы);
 замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
 замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Впрочем, чаще всего вместо предъявления этих требований покупатель предпочитает вернуть некачественный товар продавцу и получить уплаченные деньги. Такое требование тоже вполне законно.
Рассмотреть претензию и принять по ней решение продавец обязан в течение десяти дней. Но если покупателя это решение не устроит, он может обратиться в суд. На такой случай бумагу лучше составлять в двух экземплярах, один из которых с печатью и подписью уполномоченного со стороны продавца лица должен остаться у покупателя до полного урегулирования вопроса. 
И еще. Не следует забывать, что от продавца можно требовать полного возмещения убытков, понесенных из-за покупки товара ненадлежащего качества. К убыткам в данном случае относятся любые материальные затраты, которые возникли в связи с приобретением некачественного товара (например, затраты на доставку или экспертизу, ремонтные работы).

Взлом обороны
Зачастую продавцы норовят отказать в удовлетворении перечисленных выше требований (в требовании о возврате денег — особенно) под предлогом, что на технически сложные изделия они не распространяются. Закон «О защите прав потребителей» действительно устанавливает понятия «технически сложных» и «дорогостоящих» товаров. Однако «технически сложным» является далеко не все, что включается в розетку. Эта категория совершенно четко определена в Перечне технически сложных товаров, утвержденном постановлением Правительства РФ. Согласно этому документу к таковым относятся:
 автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним;
 мотоциклы, мотороллеры;
 снегоходы;
 катера, яхты, лодочные моторы;
 холодильники и морозильники;
 стиральные машины автоматические;
 персональные компьютеры с основными периферийными устройствами;
 тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.
Как видите, в списке отсутствуют не просто многие, а большинство изделий бытовой и электронной техники: телевизоры, микроволновые печи, пылесосы, электроплиты, музыкальные центры, видеокамеры…
Понятие «дорогостоящий» по отношению к бытовой технике еще более условно, а цена как таковая и вовсе второстепенна. Относится ли изделие к дорогостоящим определяет либо договор купли-продажи в явном виде (который при покупке бытовой техники, как правило, не заключается), либо суд с учетом конкретных обстоятельств каждого дела, если только покупатель и продавец не пришли к согласию по этому вопросу самостоятельно. Разумеется, соглашаться с «дорогой стоимостью» не в интересах покупателя.
Однако при обнаружении существенных недостатков (к которым относятся любые изъяны, препятствующие использованию товара по назначению) требования покупателя о замене товара либо возврате за него денег безоговорочно подлежат удовлетворению даже в случае технической сложности и «дорогостоимости» изделия. Причем это положение действует в течение всего гарантийного срока, а при отсутствии такового — в пределах двух лет со дня продажи.
Более того, при обнаружении любых недостатков (в том числе несущественных, к которым относится, например, отказ второстепенных функций прибора) технически сложное изделие подлежит возврату в течение 15 дней с момента покупки.
Если же приобретенный товар не подошел по форме, габаритам, расцветке, размеру или комплектации, вне зависимости от того, является ли он технически сложным, его обмен (но, к сожалению, не возврат) возможен даже при отсутствии всяких недостатков. Правда, лишь в течение четырнадцати дней при сохранности его товарного вида и документов, подтверждающих факт покупки.
Когда продавец отказывается выполнить ваше требование о возврате денег или замене, это значит, что, рассчитывая на вашу безграмотность, он вас просто обманывает. В таком случае вам прямая дорога в суд, тем более что практика показывает: судьи в таких ситуациях предпочитают поддерживать потерпевшую сторону.

Преследование побежденного
Порой бывает, что мелкая фирма-продавец к моменту обнаружения неисправности прекратила свое существование. Однако это не повод отказываться от своих законных прав. Просто соответствующие требования предъявляют не продавцу, а изготовителю товара, либо уполномоченной организации (местному представительству производителя, сервисному центру), либо импортеру. Перечень ответственных лиц достаточно широк — для вручения претензии практически всегда можно найти «крайнего».
Или еще ситуация: техника пережила несколько гарантийных ремонтов и снова сломалась. В данном случае важно помнить, что, во-первых, гарантийный срок продлевается на весь период, в течение которого товар не использовался (со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков до дня выдачи его по окончании ремонта).
А во-вторых, если суммарно такой период составил более тридцати дней, это является основанием для возврата денег даже за «технически сложные» изделия, несмотря на устранение недостатков.
Все изложенное выше применимо к ситуациям, когда товар приобретен у легального продавца, сделан легальным производителем и, главное, легально ввезен в нашу страну. Между тем эпоха «серых» поставок, хотя и близится к своему логическому завершению, все же еще не закончилась. Следовательно, нужно быть готовым к тому, что, покупая технику в сомнительном ларьке на радиорынке, можно остаться не только без сервисного обслуживания, но и без малейшего шанса подать законную претензию на некачественное изделие хоть кому-то, кроме самого себя.


Комментарий эксперта
Павел Манаенков, юрист юридической фирмы
«Манаенков и партнеры»
Если продавец отклоняет требование вернуть уплаченные за некачественный товар деньги, потребитель должен составить письменную претензию и направить ее продавцу по почте либо вручить лично. Если и после направления письменной претензии потребителю не вернули деньги, то такое поведение продавца является основанием для обращения в суд. Иск предъявляют по месту нахождения организации-продавца (если ответчиком является индивидуальный предприниматель — по месту его жительства), по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора. Если некачественный товар был реализован филиалом или представительством, иск можно предъявить в суд по месту нахождения этого филиала или представительства.
Иски по делам о защите прав потребителей в соответствии с действующим законодательством освобождены от уплаты государственной пошлины.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация, индивидуальный предприниматель или импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение в судебном порядке.

Источник: © Семейный бюджет, 2008, № 7


Количество просмотров: 8265
Погода в Москве

ясно  -4oC

 

ясно

Гороскопиум

Loading...
 
Знаете, что думают о Вас ацтеки или друиды
  
 
 
В верх страницы В конец страницы