Ваш черёд блеснуть умом!
Десятки тысяч вопросов и игроков ждут вас в викторине "Поумничай!"
Транспорт

Газовая диета

Газовая диета

#22760# Экономить можно на всем: на еде, воде, сигаретах в конце концов. Однако практика показывает: курильщику легче бросить курить, чем заядлому автолюбителю отказаться от автомобиля. Но машина не человек, ее не попросишь повременить с очередной заправкой. Зато «четырехколесного друга» вполне можно перевести на экономичную «диету».

Николай ЛЕВСКИЙ

Дьявольское изобретение, сделанное Готлибом Даймлером и Карлом Бенцем в далеком 1885 году — двигатель внутреннего сгорания, работающий на летучих фракциях продуктов нефтеперегонки, впоследствии названных бензином, — перевернуло представление изобретателей о концепции основной движущей силы для колесных самобеглых повозок, которые ныне зовутся автомобилями. Прошло немногим более сотни лет, и теперь доля ежегодно продаваемых автомобилей с бензиновыми двигателями составляет более 70 процентов по отношению к общему числу выпускаемых транспортных средств. Карибский кризис семидесятых и последовавшие за ним через десяток-другой лет несколько войн на ближнем востоке, развал «империи зла» и даже теракты в США привели к тому, что цены на то самое, легкое и летучее топливо выросли в геометрической прогрессии.
Вспомним: еще недавно американские машины характеризовались отнюдь не относительными величинами мощности (в ваттах или лошадиных силах), а лишь объемом двигателя да количеством цилиндров под капотом. В середине семидесятых никто и подумать не мог о том, что литр «копеечного» бензина через какие-то тридцать лет подорожает в сотни раз. И процесс не останавливается, нефть растет в цене с каждым днем, приумножая богатство стран-экспортеров и ухудшая материальное положение бензинозависимых людей. Московские пробки, плохие погодные условия и большие расстояния заставляют автолюбителей тратить по 30–60 литров бензина в неделю или 120–240 литров в месяц. Причем такой объем уходит только на доставку себя любимого до работы и обратно. А если, скажем, машина — это еще и вторые ноги, то цифру можно смело увеличивать вдвое, а то и втрое. В итоге 300–500 литров бензина в месяц для человека, не мыслящего свое существование без машины, уже становятся нормой. В пересчете на деньги получается приличная сумма. Так, например, стоимость одного литра бензина сорта АИ-95 варьируется в пределах от 19,5 до 25,5 рубля за литр. Умножаем одно на другое и получаем примерно 6000–13 000 рублей в месяц чистых расходов только на топливо. Не много ли?
Вспомним на минутку о средней заработной плате по Москве — порядка 20 000–25 000 рублей в месяц. Соотнесем эти числа, и станет ясно, что затраты на топливо для среднестатистического москвича-автомобилиста могут составлять от трети до половины всех тех денег, которые он зарабатывает. А ведь ему еще нужно и семью кормить.
Затраты на бензин у активных автомобилистов могут «съедать» половину месячного дохода
Ненадолго отвлечемся и представим, что в течение ближайшей пары лет стоимость топлива может сравниться с общеевропейской — такая тенденция существует. Например, сегодня за литр топлива в Германии вам придется отдать 1,35 евро (около 47 рублей), в Голландии — 1,45 евро (около 51 рубля), а в далеких итальянских деревушках — все 1,55 евро (почти 55 рублей). Надеяться на то, что наши ежемесячные жалования так же стремительно увеличатся, бесполезно, поэтому скорее всего через пару лет ежемесячные траты на бензин возрастут в 1,5–2 раза.Следовательно, на еду и проживание не будет оставаться почти ничего. Замкнутый круг? Возможно, но выход из него существует, хотя конечно и не такой очевидный, как многим бы того хотелось.

Месье Дизель
Мощные, «тяговитые» дизельные моторы идеальны для города, для тех режимов езды, когда требуется не достижение запредельных скоростей, а динамика и приемистость двигателя. Дизельное топливо стоит дешевле бензина (примерно 18 рублей за литр солярки), а потребляют дизели заметно меньше. Разве не идиллия?
Так-то оно так, только сказка на то и сказка, что в ней лишь намек… Изобретение Рудольфа Дизеля выглядит идеалом только на бумаге. В реальности же все гораздо хуже. Дизельные двигатели очень капризны, им требуются постоянная забота и контроль, начиная с различных фильтров тонкой и грязной очистки, которые обязательно должны применяться не только на конкретных автомобилях, но и на заправках, и заканчивая идеально настроенной электроникой, управляющей мотором во всех его рабочих режимах. А где гарантия, что на московских заправках эти фильтры есть?
Дизельное топливо, производимое в нашей стране, годится в основном для тракторов и КАМАЗов. Оно не соответствует европейским нормам, содержит массу примесей и, что самое ужасное, частенько замерзает на морозе. Не говоря уже о том, что сами машины с дизельным двигателем процентов на 20 дороже своих бензиновых аналогов хотя бы потому, что дизельные моторы для легковушек отечественными предприятиями не производятся, а иномарок привозится не так уж много. Зачастую ведущие автоконцерны просто отказываются поставлять свои дизельные машины в Россию: уж больно быстро отказывают их тонко настроенные «пламенные сердца».
Так что при всех плюсах топлива Рудольфа Дизеля в нашей стране его использование для обычных гражданских целей, то есть для перевозки самого себя до работы или дачи, остается пока сомнительным удовольствием.

Слово Газпрому?
Даже если в школе вам трудно давалась физика, вы все же не можете не помнить, что горит не только нефть. В частности, неплохо горит сжиженный газ. Конечно, далеко не всякий газ горит именно так, как того требует классический двигатель внутреннего сгорания. Среди подходящих — только метан и пропан-бутан. Метан применяется преимущественно в грузовых автомобилях и на автобусах: этим транспортным средствам не требуется высокая динамика, им важнее запас хода и стоимость эксплуатации. Именно метан является самым дешевым топливом, его можно приобрести по цене 8–9 рублей за литр. Другой газ — пропан-бутан — отличается более хорошими динамическими характеристиками и обеспечивает лучшую отдачу с точки зрения мощности мотора. Он, правда, немного дороже — около 11 рублей за литр, но именно пропан-бутан подходит для легковых автомобилей.
Для того чтобы превратить свою машину в транспортное средство, расходующее меньшее количество денег из семейного бюджета, потребуется приобрести комплект оборудования и установить его на автомобиль. Сегодня на рынке представлено много вариантов газобаллонного оборудования. Общий принцип — дороже значит лучше — действует и в этом случае. Наиболее доступные системы — это так называемые продукты старых поколений, которые не отличаются особой эффективностью. Лучше сразу смотреть в сторону более дорогих комплектов.
Например, для простых двигателей подойдут итальянские наборы от LOVATO LOV.TEC и LANDI, а для сложных инжекторных двигателей с фазированным впрыском целесообразно приобрести комплект Digitronic.
Очевидным недостатком перевода автомобиля на газовое топливо является жертвование некоторой частью объема багажного отделения. Ведь в багажник будет помещен баллон, в котором под давлением будет храниться запас газа. Это может быть отечественный баллон вполне стандартной овальной формы, в который закачивается 50–80 литров газа, либо иностранная разработка — тороидальный баллон, устанавливаемый в нишу запасного колеса (которое придется класть в какое-то другое место). В любом случае баллон в багажнике — это определенного рода компромисс: вы потеряете свободное пространство и увеличите вес задней части машины (что приведет к некоторому ухудшению реакций автомобиля на дороге). Помимо баллона требуется провести газовые магистрали напрямую в моторный отсек. Газ по этим магистралям будет поступать в специальный ресивер, смешиваться с воздухом и через особую систему впрыска подаваться напрямую в цилиндры. Воспламенение осуществляется традиционным образом — обычной искрой свечи зажигания. Теоретически все эти компоненты системы можно установить и самостоятельно. Но только надо ли? Стоимость работ у профессионалов, как правило, входит в стоимость самого оборудования: сразу указывается общая сумма. И сумма эта вполне приемлема.
Теперь немного арифметики. Расход газа при эксплуатации автомобиля примерно на 15 процентов больше расхода бензина в тех же условиях. Предположим, в месяц мы теперь тратим не 300–500 литров бензина, а 350–575 литров газа. При стоимости 11 рублей за литр максимальные месячные затраты составят чуть более 6000 рублей. То есть экономия примерно 50 процентов. Да, машина будет немного хуже ехать, в салон иногда (особенно после заправки) будет проникать запах газа, а маршрут до работы придется прокладывать в соответствии с картой газовых «заправок» (дефицита которых в Москве на самом деле нет). К тому же температура сгорания газа меньше, чем у бензина и в результате вы получите некоторое снижение мощности двигателя автомобиля. Впрочем, в городском цикле этот недостаток практически незаметен, а факт экономии налицо!
Перевод автомобиля на газ имеет как достоинства, так и недостатки. Если экономическая выгода не слишком велика, эксперимент не стоит затевать
Оправдан такой подход или нет, решать каждому из нас, простых автолюбителей. Ведь комплект газобаллонного оборудования для машины может стоить от 10 000 до 30 000 рублей, что в пересчете на топливо составит от одного до трех месяцев езды в очень активном режиме. А если, к примеру, ваш ежедневный путь составляет лишь треть от рассчитываемых нами километров, то на стоимость, потраченную на установку такой системы, вы сможете целый год заливать бензин в бак. Поэтому, прежде чем спешить в установочный центр за газовым оборудованием, вооружитесь калькулятором и все хорошенько посчитайте.
Безопасный газ
Одной из причин не слишком широкого применения газового топлива на легковом транспорте является предубеждение, что газ, якобы, значительно опаснее бензина и дизельного топлива. Этот тезис, как правило, обосновывают тем, что газ хранится в автомобильном баллоне под давлением. Очень часто можно услышать сравнение газового баллона с бомбой.
Между тем автомобильные газовые баллоны сами по себе не представляют опасности. Они имеют многократный запас прочности и полностью удовлетворяют требованию безосколочного разрушения. Баллоны проходят целую серию испытаний на устойчивость при падении с высоты, простреле из огнестрельного оружия, воздействии экстремальных температур, открытого пламени, кислот. Кроме того, газовые баллоны, как правило, устанавливаются в наименее уязвимых местах автомобиля.
Американская газовая ассоциация провела эксперимент: в течение 10 лет эксплуатировалось 2400 автомобилей, работающих на газовом топливе. Их суммарный пробег составил 280 млн километров. За это время с ними произошло 1360 столкновений. В 180 случаях удар приходился в зону расположения газовых баллонов, но ни один баллон не был поврежден, несмотря на то что в пяти случаях было зарегистрировано воспламенение бензина.

Готовьте кошелек

Автомобиль

 

Баллон

 

Тип оборудования

 

Стоимость

установки (руб.)

ВАЗ «классика»

 

50 л/42 л (тор)

 

обычный/фазированный впрыск

 

9000–20 000

 

ВАЗ 09-012

 

50 л/42 л (тор)

 

обычный/фазированный впрыск

 

11 000–20 000

 

Волга

 

60 л/80 л

 

обычный/фазированный впрыск

 

12 000–22 000

 

Иностранные автомобили

 

Двигатель

4 цилиндра

50 л/43 л (тор)

 

фазированный впрыск

 

от 21 000

 

Двигатель

6 цилиндров

60 л

 

фазированный впрыск

 

от 26 000

 

Двигатель

8 цилиндров

80 л

 

фазированный впрыск

 

от 31 000

 


Источник: © Семейный бюджет, 2007, № 10

Количество просмотров: 6875
Погода в Москве

ясно  -4oC

 

ясно

Гороскопиум

Loading...
 
Знаете, что думают о Вас ацтеки или друиды
  
 
 
В верх страницы В конец страницы