Ваш черёд блеснуть умом!
Десятки тысяч вопросов и игроков ждут вас в викторине "Поумничай!"
Транспорт

Лекарь для железного коня

Лекарь для железного коня

Автомеханик все равно, что дантист – о нем вспоминаешь только тогда, когда что-то «заболит». Не доводите до «абсцесса», подберите доктора для своего железного коня заранее.

#7980# Получить качественную услугу за приемлемую сумму зачастую гораздо труднее, чем выбрать качественный товар. Как правило, вы не видите «конечный продукт» и не в состоянии оценить, насколько он будет соответствовать своей цене и вообще устраивать вас. Автомобильный сервис отнюдь не исключение из этого правила. Среди всех услуг, которыми пользуется современный горожанин, разве что здравоохранение открывает еще больший простор для различных махинаций над потребителями.
Рынок услуг автосервиса обширен и разнообразен. Что называется, на любой вкус и кошелек. И если глубина кошелька – фактор более или менее объективный, и с ним не поспоришь, то вкус нужно формировать осознанно, принимая во внимание особенности всех видов национального автосервиса.

Частный доктор
Если вы являетесь членом гаражного кооператива, то наверняка знаете этого человека. Подобный автогуру есть почти в любом месте, где на ночь регулярно собирается достаточное количество автомобилей. Когда-то такой гаражный мастер-на-все-руки «механик дядя Миша» был единственной альтернативой немногочисленным «фирменным» советским автосервисам, очередь в которые надо было занимать за несколько месяцев. Сегодня это если и не пережиток прошлого, то, очевидно, нижнее звено в авторемонтном бизнесе. Тем не менее рыночная ниша есть и у него. Существует всего два способа стать клиентом «дяди Миши». Либо знать его еще с тех времен, когда ездили на проржавевшей «копейке», либо поддаться на уговоры приятелей, которые опять-таки знают «дядю Мишу» лично.
Рабочее место «дяди Миши» – собственный гараж, хорошо, если с «ямой». Инструменты – набор гаечных ключей, кувалда и «такая-то матерь». Иногда к ним добавляется автоген, но это уже становится опасно не только для автомобиля, но и для его владельца. О сколько-нибудь сложных приспособлениях вроде динамометрического ключа (для затягивания гаек с установленным производителем машины усилием) можно и не вспоминать. Прайс-лист – собственное, весьма относительное понятие о ценах, составляемое по принципу: главное не стоимость работы, а возможности клиента. Цены эти, правда, в большинстве случаев меньше чем в «больших» сервисах и гораздо ниже устанавливаемых дилерскими центрами. Кроме того, отсутствие прайс-листа дает клиенту широкие возможности для торга.
Источник умения «дяди Миши» – личный многолетний опыт. С одной стороны, это можно счесть плюсом. Пощупав руками практически все советские и российские автомобили, а так же многие распространенные иномарки, как правило, преклонных лет (и некоторые безвозвратно испортив), такой мастер может достаточно точно диагностировать неисправности знакомых моделей. Решаться ли на рекомендуемую им замену двигателя, это скорее вопрос вашего доверия, нежели квалификации мастера (если верите, что мастер не врет в свою пользу – меняйте). Однако, с другой стороны, полученный таким образом опыт означает, что с машинами последних лет выпуска и тем более с новинками «дядя Миша» не знаком. Тем не менее, за их ремонт он скорее всего возьмется не задумываясь. Владельцу авто следует с опаской относиться к такому рвению: результат может оказаться плачевным.
#7686# Поскольку клиентура «дяди Миши» обычно невелика и как уже говорилось это либо его знакомые, либо знакомые знакомых, гаражный мастер обычно старается ответственно подходить к заказам. Брак переделает, недоделки устранит. Во всяком случае настолько, насколько этому не помешают болезни, запои, сложное семейное положение и прочие «неотложные» дела.
Краткое резюме: услуги «дяди Миши» относительно дешевы, но ответственность  полностью лежит на совести владельца авто. Отдавать в руки гаражного мастера имеет смысл те машины, которые не жалко и которым навредить еще больше, чем это уже сделало беспощадное время – сложно. Другими словами, когда стоит выбор: прикрутить ли за 50 рублей гайку или рисковать колесом по дороге в фирменный сервис (где к тому же посмотрят на ваш восьмидесятого года Опель, как на ожившего динозавра) – решение вполне очевидно.

Ветлечебница
Когда трое или четверо «дядь Миш» собираются вместе и один из них добывает бокс на 3–4 машины, да к тому же регистрирует себя, к примеру, в качестве ПБОЮЛ – получается гаражный сервис, знакомый многим по переходному периоду из социализма в капитализм. Шансов попасть туда у рядового автомобилиста примерно столько же, сколько и оказаться клиентом мастера-одиночки. То есть надо либо иметь богатую историю отношений с этими людьми, либо оказаться в ситуации, когда до другого ремонтного предприятия просто не добраться. Например, если у вас заклинило колесо оторвавшейся колодкой или окончательно развалился давно шумевший подшипник ступицы.
Профессиональный уровень и возможности подобных сервисов схожи с описанными выше «дядями Мишами». Да и цены на услуги определяются примерно так же – на глазок. Причем одни и те же работы порой сильно отличаются стоимостью не только от «гаража» к «гаражу», но и от клиента к клиенту. Личные взаимоотношения с мастерами оказывают большое влияние на качество и сроки ремонта. Однако поскольку такие предприятия существуют до тех пор, пока у них есть постоянная клиентура, по-крупному они стараются «не нагревать».
В целом гаражные сервисы вполне приемлемы для выполнения несложных и дешевых (причем у них действительно дешевых) работ вроде замены масла, тормозных колодок и простейших деталей подвески. При этом желательно вам самим разбираться в том, что делают с вашей машиной. Недогляд может обернуться испорченными запчастями.

Районная поликлиника
Многие авторемонтные предприятия обозначают себя лаконичной вывеской «автосервис». Просто «автосервис» и все. Очень редко к этому слову прибавляется имя собственное, которое клиенту, как правило, ни о чем не говорит. Подобные «просто автосервисы» наиболее распространены, а по качеству услуг их не стоит и сравнивать с «дядями Мишами». Здесь почти всегда можно найти относительно чистый цех с 4–6 подъемниками и специальным оборудованием, а также клиентскую зону, где в ожидании своей машины можно выпить кофе. Подобная предупредительность по отношению к клиенту, разумеется, сказывается на уровне цен, но это как раз тот случай, когда заплатить есть за что.
О точной стоимости работ почти всегда можно узнать заранее, поскольку здесь царствует его величество нормочас (от 300 до 1500 рублей за «штуку»). Однако в этом же заключается и проблема. Если в нормативе фирмы указано: «замена лампы стоп-сигнала – 0,1 нормочаса», уже не важно, что реально эта замену производят за 40 секунд. Заплатите по полной программе, несмотря на то, что в обратную сторону нормативы почти никогда не нарушаются – составлены с запасом. Расценки на запчасти обычно находятся на среднем рыночном уровне или даны с минимальной наценкой. При этом нередко клиенту предоставляют выбор, хорошо знакомый владельцам иномарок: оригинальные или лицензионные с разницей в цене, достигающей порой 50 процентов. При этом отличия в качестве вы можете как совсем не заметить, так и оценить на первом же повороте. Выбор всегда за покупателем.
#7978# Теоретически большинство «просто автосервисов» обладают всем необходимым оборудованием для работ практически любой сложности. Однако на пути благих начинаний руководства – стремления предоставить максимально качественные услуги за приемлемую плату – нередко встает низкая компетентность работников. Порой это начинаешь замечать уже у стойки «приемки», хуже, если в самом цеху. Если мастер поручил ученику подтянуть ремень генератора и ушел курить на полчаса – насторожитесь. Ученик, скорее всего не знает, как это делается именно на вашей машине. Нет, нужные гайки он все-таки найдет, а вот определить степень натяжения… И уж тем более сопоставить ее с рекомендуемой производителем именно для вашей модели.
Вторая проблема большинства «просто сервисов» – их универсальность. Ну невозможно с одинаковым успехом и на одном оборудовании чинить «Москвич» и «Мерседес». Для разных марок нужны разные запчасти и материалы, и уж конечно мастера разной специализации. Если же таковой, закончив работать с ниссаном «Алмерой» сразу берется за лендровер «Дефендер», значит, скорее всего, он не разбирается в тонкостях ремонта ни той, ни другой марки. Да, алгоритм замены масла, колодок и рулевых наконечников примерно одинаков. А если речь пойдет о неисправностях гидропневматической подвески?
Выводы: исходя из соотношения «цена–качество» такие «просто сервисы» пожалуй, наиболее предпочтительны для «просто автовладельцев». То есть для большинства хозяев машин не премиум-класса, но и не развалюх. Однако при выборе сервиса стоит отдавать предпочтение тем, на чьих вывесках значатся лишь 2–3 марки, причем желательно, например, только немецкие, или только японские. Обнаружив же на соседнем подъемнике «узбекского корейца», забирайте машину и уезжайте.

Клиника VIP
Верхнюю ступень пьедестала авторемонтного бизнеса занимают дилерские автоцентры. Причем по всем параметрам: качеству, удобству, имиджу, и конечно же цене. Стоимость нормочаса здесь окажется в 2–3 раза выше аналогичного показателя «просто сервисов». Запчасти будут только оригинальными и нередко с наценкой до 100 процентов. Даже булочка с кофе в «присервисном» кафе обойдутся не меньше чем в 300–500 рублей.
Однако стоит ли вспоминать о таких мелочах, если похожая на фотомодель приемщица будет вам мило улыбаться, а мастер смены носиться с вашей машиной, как с писаной торбой, уподобляясь официанту дорогого ресторана? Стоит. Во-первых, потому что зарплата приемщицы входит в счет, который вы получите. А во-вторых, мастер не постесняется включить в этот же счет порой совершенно ненужные работы, убедив вас в их необходимости, а порой даже не утруждаясь этим. Приезжать к официальным дилерам с жалобами типа: «что-то мотор барахлит» категорически противопоказано. В ответ вы немедленно получите: «диагностика двигателя – 3 нормочаса, замена свечей зажигания – 1,5, промывка инжектора – 2…» Плюс стоимость запчастей и жидкостей. Количество нормочасов может различаться, но суть от этого не меняется. Порой даже выгоднее бывает заглянуть на часок к «дяде Мише» и только потом (если уж вы не доверяете его рукам) направиться к дилеру, сказав ему: «никаких свечей и инжектора, меняйте клапан холостого хода».
Это одна сторона вопроса. Другая – принцип «евроремонта», который гласит, что отдельные узлы машины нужно не ремонтировать, а менять целиком. Сервису прямая выгода – проданный узел и цена работ. А вам? А если в том замененном генераторе за 300 евро всего-навсего надо было перепаять выпрямительный диод ценой 10 долларов? Или еще веселее – просто почистить клеммы насоса омывателя лобового стекла (0,1 нормочаса), а не покупать новый за 100 долларов подчас вместе с бачком? Вывод очевиден: контроль за тем, какие гайки откручиваются в дилерских сервисах, может, и не нужен. Зато состав и условия работ почти всегда подлежат детальному обсуждению с мастером.
Противостоять всему этому сложно, но можно. В конце концов руководству VIP-сервиса проще удовлетворить одного капризного клиента, чем спорить с ним по поводу каждого пункта счета.
Резюме: несмотря на часто заоблачные цены, дилерский центр может оказаться единственным местом, где вашу машину вообще смогут отремонтировать. Например, только там есть сложные диагностические стенды, которые производители поставляют лишь своим официальным представителям. Кроме того, на сложные (да и вообще на любые) работы практически только дилеры предоставляют гарантию. И хотя порой добиться ее исполнения не так уж просто, но ведь можно же!
Навязанная услуга
Получив на руки счет в дилерском, а порой и обычном сервисе, вы почти неминуемо увидите там строчку: «мойка машины – 300 рублей». Ее наличие обусловлено некими внутренними правилами, которые не позволяют загонять грязную машину в цех. Однако согласно «Закону о защите прав потребителя» это является так называемой навязанной услугой, то есть незаконной. Правда, попытавшись поднять скандал, можно остаться и вовсе без ремонта: если мастера не могут загонять грязные машины в цех, они и не загонят, иначе с них же потом и спросят. Проблему можно решить, еще не въезжая на территорию сервиса. В конце концов любая придорожная мойка возьмет за ту же услугу вдвое дешевле.

Текст: Игорь Огай
Источник: Семейный бюджет, 2007, № 2



Количество просмотров: 8211
Погода в Москве

ясно  -4oC

 

ясно

Гороскопиум

Loading...
 
Знаете, что думают о Вас ацтеки или друиды
  
 
 
В верх страницы В конец страницы