Ваш черёд блеснуть умом!
Десятки тысяч вопросов и игроков ждут вас в викторине "Поумничай!"
Банки

Осень: банки на распутье

Осень: банки на распутье

#46858# Три столпа розничных кредитных услуг банков: потребительские кредиты, автомобильные и ипотечные… Устоит ли рынок кредитования, если один или два из них «подломятся»?

Давид АХНБЕКОВ

Столп № 1: потребительское кредитование
Давным-давно востребованный на западе, в нашей стране сегмент потребительского кредитования начал активно развиваться только в конце 90-х годов прошлого века. Тогда это было ново, а значит, и рискованно. Первым и до некоторого времени единственным банком, начавшим работать по уникальной программе «кредит на месте за 30 минут», был «Русский стандарт». Фактически он стал первопроходцем в этом направлении для целого ряда других кредитных организаций. И как первопроходец долгое время диктовал правила: простота получения кредита (а следовательно, и повышенный риск) приводила к бешеным процентам — переплаты по тем ссудам легко достигали 70–80 процентов в год.

Несмотря на большую стоимость таких кредитов, желающих их получить оказалось немало — неискушенных еще в долговых вопросах граждан привлекала возможность получить деньги немедленно, без поиска поручителей и сбора целого комплекта документов. Результат: резкое увеличение объемов продаж торговых организаций и неплохой доход для банка. И уже к началу 2000 года на рынок потребительских кредитов выходят и другие кредитные организации, ставшие к настоящему времени основными розничными банками: «Хоум Кредит», «ОВК», «Альфа-Банк» и многие другие. С этого момента потребительское кредитование приобрело массовый характер. К началу 2005 года, по оценкам аналитических агентств, товары, продаваемые в кредит, составляли порядка 60 процентов от суммарного объема продаж крупных сетевых магазинов. Конкуренция принудила снижать ставки, «выбрасывать» на рынок специальные предложения: «беспроцентный кредит», «кредит без первоначального взноса», «10×10×10»…

Кредитование само по себе является одним из ключевых видов деятельности банков. И потребительское кредитование занимает значительное место в этом направлении. Доля потребительских кредитов в активах постоянно растет, хотя уже и не так быстро, как в первые годы кредитного бума. Несмотря на то что банки продолжают активно привлекать новых клиентов, разрабатывая все новые линейки кредитных продуктов, темпы роста кредитования частных лиц в последние годы снижаются. По данным Банка России, в 2005 году рынок вырос на 91 процент, в 2006 — на 75 процентов, в 2007 — только на 58 процентов (Рис. 1). С начала 2008 года общий объем выданных физическим лицам кредитов увеличился на 25 процентов и составляет на сегодняшний день 3 трлн 729,8 млрд рублей (по данным Центробанка). При этом доля кредитов, выданных в рублях, превышает долю кредитов, выданных в валютах других стран, в восемь раз. Более того, растут только кредиты в рублях, а число валютных займов сокращается.

#46861#
















Финансовые потрясения начала осени непременно внесут коррективы в политику розничных банков, однако до сектора потребительских кредитов, как наименее объемных и наиболее коротких, волна изменений докатится в последнюю очередь. Банки, которые будут вынуждены отказаться от долгосрочных программ вроде ипотеки и автокредитования, за потребительский рынок будут держаться буквально зубами. Хотя, возможно, и пересмотрят свои ставки, если общая тенденция будет тому способствовать (некоторые, впрочем, уже претворяют в жизнь такую политику — см. врез «Срочно в номер»).

Пока же рынок потребительских кредитов, как и прежде, наиболее разнообразен с точки зрения условий. В частности, процентные ставки сейчас колеблются в широком диапазоне: от 10 процентов (КБ «Агропромкредит», программа «Семья») до 31 процента годовых (московский филиал банка «Движение», программа «Персональный кредит на любые цели»).

Столп № 2: ипотека
О том, что ипотека находится под жестким прессом начавшегося в США еще в прошлом году кризиса неплатежей, не говорил только ленивый. Однако прогнозы различных аналитиков на 2007–2008 годы порой были прямо противоположны друг другу: от «Россия — островок стабильности» до «кризис будет мировым, и Россия не останется в стороне». Теперь, к сожалению, можно констатировать, что ближе к истине оказались вторые.

Ожидаемых изменений на рынке жилья в первой половине 2008 года не произошло, скорее случилось обратное. Вместо обещанного спада цены только за лето выросли в среднем на 4–5 процентов, что отнюдь не делает недвижимость доступнее. К тому же еще в «докризисные» по большому счету июль и август произошел резкий скачок ипотечных ставок банков, который вернул стоимость ипотеки на уровень конца 2006 года.

Так, в июле 2008 года средневзвешенный показатель оптимальных предложений по ипотеке составлял 10,04 процента в иностранной валюте и 11,33 процента — в рублях. Однако уже в августе ставки в рублях подскочили до средневзвешенного значения 11,72 процента. Иностранные валюты отстали ненамного, зафиксировавшись на уровне 10,1 процента. При этом основные изменения произошли в сегментах наиболее рискованного жилья. В первую очередь дорожали кредиты на новостройки и загородную недвижимость. Пионерами в этом движении оказались ВТБ 24, Альфа-Банк, ICICI- банк и другие. Если говорить про октябрь, то ситуация, сложившаяся на рынке ипотечных кредитов, еще более пессимистическая. Средняя ставка по ипотеке составила 12–13 процентов годовых в долларах и 14–15 в рублях (см. таблицу 1).

#46863#
















Как результат, и без того не слишком-то доступная для среднего класса ипотека с начала 2008 года отнюдь не улучшила своих позиций, что способствует смещению спроса в пользу программ с большими сроками кредитования. В целом на срок свыше 15 лет в столичном регионе ипотеку берет 44 процента клиентов. С начала года таких заемщиков стало больше почти на 12 процентов. Однако сейчас именно кредиты с большими сроками вызывают у банков все больше проблем. В результате банки стараются ограничить спрос дальнейшим повышением процентных ставок и более строгим подходом к отбору клиентов. Как следствие, в 2009 году следует ожидать нового повышения ставок, вплоть до уровня 2002 года.

Столп № 3: автокредиты
После того как российским потребителям стало ясно, что покупать в кредит можно не только кофеварки и холодильники, но и автомобили, темпы роста этого вида кредитования быстро заткнули за пояс потребительские и карточные программы. Стремительному подъему способствовало все, и в первую очередь весьма малое число счастливых владельцев авто в пересчете на душу населения. По состоянию на лето 2007 года в нашей стране в среднем на 1000 человек приходилось 200 автомобилей, тогда как в странах Евросоюза этот показатель был вдвое выше, а в США зашкаливал за 750 машин на 1000 человек. Сказали свое слово и быстрый рост доходов населения, а также сравнительно низкие риски автокредитования и наличие отлаженного механизма взаимодействия между банками и автосалонами.

Результаты не заставили себя ждать. Например, в ЮниКредит Банке (бывшем Международном Московском) летом прошлого года выдавалось в среднем по 4200 автокредитов в месяц. Соответствующие показатели банка «АК БАРС» за девять месяцев 2007 года выросли в 2,2 раза по сравнению с 2006 годом. В Номос-Банке портфель автокредитов с августа по ноябрь 2007 года увеличился на 59 процентов, в BSGV за тот же период — на 30 процентов.

В целом же за 2007 год российский рынок автокредитов достиг 15–16 млрд долларов, а количество машин, купленных взаймы, достигло 45 процентов в общем объеме автопродаж. Это уже недалеко от 60–70 процентов — уровня Евросоюза (рис. 2, 3).

#46865#












#46868#















Параллельно происходили и другие процессы, аналогичные тем, которые незадолго до того пережил рынок потребительских кредитов: смягчение условий кредитования, увеличение сроков, применение гибких систем льгот и скидок. Так что в отношении прогнозов на 2008 год эксперты были единодушны, предсказывая рынку еще более бурный рост, и почти вся половина года такие прогнозы оправдывала. И это несмотря на то, что процентные ставки за пользование кредитом практически прекратили снижаться еще в 2006–2007 годах, приблизившись к своему теоретическому минимуму — ставке рефинансирования (11 %). Средние ставки по автокредитам колеблются сейчас в диапазоне от 10 до 18 процентов годовых в рублях.

Однако, как только стали проявляться общемировые проблемы с ликвидностью, голоса экспертов разделились. Одни полагают, что рост этого рынка замедлится, в частности, в связи с уходом некрупных игроков, которые уже сейчас сворачивают любые программы кредитования, рассчитанные больше чем на год. Другие считают, что в условиях кризиса ликвидности автокредитование, напротив, станет фаворитом. Подобное суждение также выглядит логичным, поскольку этот вид кредита максимально защищен от потрясений. Он не требует от банков столь больших резервов, как ипотека, и в то же время обеспечен ликвидным залогом — самим автомобилем. К тому же и далекая от насыщения «автомобилизация» всей страны никуда не делась, так же как и отчаянная борьба за привлечение клиентов. В частности, банки пробуют отказываться от обязательной «добровольной» страховки каско, непомерно высокие ставки по которой отпугивали многих потенциальных заемщиков. Недавно, например, по этому пути пошел банк «Хоум Кредит», запустивший автокредит без каско. Однако чуть позднее, в сентябре, «Хоум Кредит» вообще заодно с ипотекой спешно свернул автокредитование, подтверждая опасения пессимистически настроенных аналитиков рынка.

Однако, даже если слова последних окажутся пророческими в краткосрочной перспективе, большинство экспертов сходится в том, что к концу 2009-го — началу 2010 годов рынок автокредитования ждет новый ажиотаж. Дело в том, что в это время будет выставлено на продажу очень много автомобилей с пробегом, приобретенных во время первого бума 2006–2007 годов (тоже купленных в свое время в кредит). А программы предоставления займов для покупки подержанных автомобилей отработанны и действуют уже сейчас.

Срочно в номер!
В результате сентябрьских событий на мировых финансовых рынках российские банки оказались в непростой ситуации. Рынок межбанковского кредитования трещит по швам — на нем просто-напросто не хватает денег. В таких условиях многие банки пересматривают свою стратегию и тактику в области кредитования населения. Сроки рассмотрения заявок увеличиваются, число отказов потенциальным заемщикам растет. Более того, ряд крупных игроков рынка ипотечного кредитования приостановили выдачу даже тех кредитов, на которые ранее уже было дано одобрение. Один из лидеров потребительского кредитования — «Хоум Кредит» — оказался вынужден полностью отказаться от ипотечных и автопрограмм. Кроме него за последнюю неделю сентября о приостановке кредитования покупки жилья на первичном рынке объявили «Райффайзенбанк» и частично ВТБ 24. Последний начал отказывать потенциальным заемщикам, если степень готовности их будущего дома меньше 80 процентов.
Получить потребительский кредит также стало сложнее: банки, работающие в данном сегменте, ужесточают условия выдачи заемных средств и повышают процентные ставки. В частности, Сбербанк — крупнейший участник рынка — в конце сентября увеличил ставку по своим кредитам в среднем на один процент, в результате чего рублевые кредиты с 15–17 процентов подорожали до 16–18. Банк «Возрождение» поднял ставки еще больше — с 16 процентов до 20. Минфин России прогнозирует дальнейший рост стоимости кредитов коммерческих банков.

Источник: © Семейный бюджет, 2008, № 11

Количество просмотров: 8959
Погода в Москве

ясно  -4oC

 

ясно

Гороскопиум

Loading...
 
Знаете, что думают о Вас ацтеки или друиды
  
 
 
В верх страницы В конец страницы