Ваш черёд блеснуть умом!
Десятки тысяч вопросов и игроков ждут вас в викторине "Поумничай!"
Детская страничка

Пора ли в школу?

Пора ли в школу?

#12523# В каком возрасте ребенку лучше идти в школу? Верно ли: чем старше ребенок, тем меньше у него будет трудностей? К сожалению, однозначно ответить на эти вопросы невозможно. По документам ребенку может быть 7 лет, но «паспортный возраст» не всегда свидетельствует о психологической зрелости и готовности организма к сложному комплексу учебных и неучебных нагрузок. Именно поэтому во многих странах за год до школы, непосредственно перед школой и через четыре–шесть недель после начала обучения проводятся комплексные обследования детей, определяются факторы риска, прогнозируются школьные трудности. Такие обследования позволяют не просто определить, «готов — не готов», но и обнаружить те особенности в развитии ребенка, которые требуют внимания и коррекции.
Почему так важно определять готовность к школе? Потому что:
– у неготовых детей труднее и длительнее проходит процесс адаптации к школе;
– у них гораздо чаще (как правило) проявляются трудности в обучении;
– они менее работоспособны;
– быстрее утомляются;
– им нужно больше, чем остальным детям, времени для формирования навыков письма и чтения;
– большая часть этих детей не справляется с учебными нагрузками не только в первом классе, но и на протяжении всех лет обучения в начальной школе;
– именно у них значительно чаще отмечаются отклонения в состоянии здоровья и ухудшение здоровья в ходе обучения.
Какие вопросы решаются при обследовании детей перед школой? Их немало.
Целесообразно ли начинать обучение в школе, если ребенку не исполнилось 6,5 лет?
Можно ли в 6–6,5 лет начинать учебу по программе 1–3 (трехлетнее начальное обучение)?
По какой программе учить ребенка 7 лет? Всегда ли по программе 1–3 или есть случаи, когда более целесообразна программа 1–4?
Можно ли начинать более интенсивное обучение, дополнительные занятия иностранным языком? Если да, то при каких условиях?
Можно ли ребенку посещать продленный день или учиться в школе продленного дня? (Не все дети выдерживают продленку; эта нагрузка может вызвать дополнительные школьные трудности.)
Определять готовность к школе за неделю до первого сентября — безусловно, поздно. Уже нет времени что-то исправить, подтянуть, потренировать. Оптимальный срок — примерно за год до школы. Лучше, если определение готовности к обучению проведет специалист (это может быть врач-психоневролог, психолог). Во-первых, потому что обследование готовности, как правило, комплексное и требует разносторонней оценки ребенка; во-вторых, потому что только специалист может дать все необходимые рекомендации. Но, увы, специалистов такого профиля у нас немного; а в некоторых местах их просто нет. Поэтому мы расскажем, как самим провести ориентировочное определение готовности ребенка к школе.
Помните одно важное условие: вы проводите тестирование не для того, чтобы поставить диагноз, а для того, чтобы определить, где слабое звено и как помочь ребенку.
Тесты для определения готовности к школе довольно разнообразны. Одни учитывают лишь определенную сторону развития ребенка, другие позволяют дать комплексную оценку. Но прежде чем рассказать о некоторых методиках, которые вы можете использовать, давайте условимся: готовность к школе вовсе не предполагает, что ребенок должен все делать только на «отлично». И поэтому не делайте никаких окончательных и далеко идущих выводов и помните: никакой тест не дает стопроцентного прогноза успеха или неудачи, он только подсказывает, на что нужно обратить особое внимание.
Тестирование можно проводить только в спокойной, доброжелательной обстановке, без принуждения, лучше — в форме игры. Не проводите тестирование во время или сразу после болезни, когда ребенок плохо себя чувствует, или сразу после каких-то динамических игр и занятий, когда ребенок перевозбужден.
При самых отрицательных результатах ни в коем случае нельзя упрекать ребенка, жаловаться на его «тупость» родственникам или знакомым, подчеркивать какие-то его промахи.
Проверить все за один раз невозможно, поэтому наберитесь терпения и не стремитесь получить за один раз ответы на все вопросы.
Помните, что готовность к школе — это, так сказать, сумма готовностей: определенный уровень состояния здоровья и физического развития, развития личности, качества ума, речевого развития, двигательных умений, способности координации и т. д.
Наблюдение над первоклассниками, у которых возникли школьные трудности (обследовались дети с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития), показало: отставали те, кто до школы часто болел, у кого заметны были недостатки речевого развития и координации движений, трудности зрительного восприятия.
Как видите, один лишь высокий показатель умственного развития ребенка не даст нужной суммы, означающей готовность к школе, если остальные недотягивают.
Рассмотрим, из чего складывается эта сумма.
Личностное развитие ребенка включает в себя три сферы жизненных отношений:
– отношения с окружающими взрослыми;
– взаимоотношения со сверстниками;
– отношение к самому себе.
Рассмотрим, в каких случаях особенности личностного развития могут стать основой неготовности к школе, а значит, и причиной школьных трудностей.
Любой учитель знает, что многие дети долгое время не осознают своего нового статуса ученика. Такой ребенок может встать в середине урока и, собирая портфель, сказать: «Все, надоело, сегодня больше учиться не хочу!». Это не непосредственность, не раскованность (так склонны оправдывать ребенка родители), а недостаточное развитие ребенка: он не научен еще жить по правилам и поэтому не видит, что поведение в школе, взаимодействие ученика и учителя определяются установленными правилами.
Разумеется, будет ошибкой (взрослых), если он увидит в школе только эти правила... Да, в школьной жизни было немало формализма, но сегодня, в связи с общей раскованностью общества, демократизацией жизни, устраняются разного рода пустые формальности, снимается жесткость многих требований, меняется стиль общения учителя и ученика. Это общение приобретает большую теплоту и открытость. Разумеется, от учителя тоже требуется терпение; придется не раз мягко и тактично объяснить ребенку правила поведения в новой для него ситуации. Те же мягкость и тактичность нужны здесь и родителям.
А каковы же дети, которые готовы к школе?
Их психологи подразделяют на два типа.
Предучебный тип. Для этих детей все в школе одинаково значимо: и дела, не связанные с учебой, и непосредственно учебные задания. Они всей душой настроены на внимание и личное общение с учителем и в его присутствии или при других сочувствующих взрослых готовы работать с полной отдачей.
Учебный тип. Эти дети достаточно самостоятельны и могут работать не только в присутствии взрослого, но и сами по себе. Однако всякого рода формальными требованиями (вроде «отступить на три клеточки») могут пренебрегать, оттого их часто считают капризными, невоспитанными, неуправляемыми. Действительно, смирять их с помощью непрестанной жесткости и требовательности — не выход; скорее всего, это вызовет у ребенка реакцию протеста, потерю желания учиться.
Для проверки уровня личностного общения со взрослыми родителям не потребуются какие-либо специальные методики. Внимательно понаблюдайте за ребенком — и вы многое поймете.
Как, скажем, проверить степень общения ребенка со сверстниками? Это несложно. Любая игра по правилам, если в ней двое или больше участников, позволяет увидеть:
– легко ли ребенок устанавливает контакты;
– считается ли с другими детьми как с партнерами;
– умеет ли играть по правилам.
Если ребенок требует все игрушки себе, непременно хочет быть «главным», не признает правил, дуется, сердится, бежит жаловаться — у такого ребенка, несомненно, будут сложности в общении с одноклассниками.
Еще один показатель личностной готовности — самооценка ребенка.. Отметим: практически у всех школьников с трудностями в обучении самооценка занижена. Такие дети считают, что они — «малыши-плохиши». Это тем более тревожно, что обычно детям 6 лет свойственна, наоборот, завышенная самооценка: они еще не умеют критически оценивать себя. Значит, заниженная самооценка — это результат постоянного давления взрослых, их недовольства малыми успехами ребенка, его дурным поведением, прилежанием, трудолюбием и прочими «грехами».
Неодобрение взрослых рождает неуверенность — а она ведет к новым неудачам. Взрослые, увы, часто не учитывают, насколько 6-7-летний ребенок эмоционально беззащитен, раним, как нуждается во внимании.
Уровень самооценки ребенка можно определить специальными заданиями. Вот, например, одно из них: ребенку предлагается символический рисунок лесенки, где на верхних ступеньках — самые добрые, ловкие, сильные, хорошие дети, а на самых нижних — злые, неловкие, непослушные. Нужно найти свое место... Дошкольники обычно ставят себя на верхнюю ступеньку, но дети с трудностями — почти на самую низкую.
Это свидетельствует об угнетающем влиянии постоянных одергиваний, порицаний, негативных оценок взрослых.

Источник: www.examen.ru


Количество просмотров: 7604
Погода в Москве

ясно  -4oC

 

ясно

Гороскопиум

Loading...
 
Знаете, что думают о Вас ацтеки или друиды
  
 
 
В верх страницы В конец страницы