Ваш черёд блеснуть умом!
Десятки тысяч вопросов и игроков ждут вас в викторине "Поумничай!"
Музыкальное образование

Ребенок, его характер и музыкальные инструменты

Ребенок, его характер и музыкальные инструменты

Большая семья музыкальных инструментов в силу разнообразия звучания и тональных характеров, а так же способов игры на этих инструментах дает возможность оказывать воздействие и на различные задатки и черты характера отдельного человека или соотноситься с ними.

Так в общем-то для каждого ребёнка найдётся подходящий ему инструмент, к которому он в большинстве случаев и испытывает тягу. Тем самым ребёнку открывается ещё один совершенно индивидуальный путь развития, складывающийся под влиянием как инструмента, так и избранного преподавателя игры на нём. С течением времени выяснится, какой ценностью для развития личности обладают еженедельные индивидуальные занятия.

В наше время "акустический колпак" постоянно соблазняет пассивно потреблять музыку, нужно сильное противодействие, чтобы с помощью активных упражнений развить силы личности и открыть молодому человеку дорогу к свободе.

Как узнать какой инструмент подходит какому-то отдельному ребёнку?

Предпримем попытку сказать здесь о некоторых критериях, сформулированных на основе характеристики музыкальных инструментов и некоторых аспектах человековедения, при отчётливом понимании, что они могут служить только примерным ориентиром:

Для начала напомним, что речь идёт о поиске инструмента, характер которого сродни характеру данного человека, а не противоположен ему, как если бы мы преследовали цель уравновесить черты характера этого человека.

1. Скрипки, виолы, виолончели. Здесь мы имеем дело преимущественно с мелодичными инструментами, а мы знаем, ритм дыхания, собственно и является ритмом мелодии. Только тут этот поток дыхания воспроизводится не воздухом, а смычком. Звучание смычковых инструментов формируется целиком из чувственно воспринимающей середины человека. Ребёнок, который обитает преимущественно в этой средней области и который, например, слушая какой-то рассказ, абсолютно искренне сопровождает ощущениями содержащиеся в повествовании различные настроения, как правило, будет испытывать влечение к смычковым инструментам особенно к виоле - среднему инструменту данного семейства. Если же в сфере ощущений в большей степени уже обитает лёгкость мыслительного, то привлекать станет скрипка - из-за её более высокого звучания. В более низкой тональности виолончели элемент звучания в большей мере ориентируется на элемент физического. У детей, выбирающих своим инструментом виолончель, к вышеописанному ощущению добавляется определённая любовь к практическому, к осуществлению чего-либо.

2. Поперечная флейта. Уже вся манера, в которой держится инструмент, вся лёгкость и подвижность, которая присуща игре на флейте, позволяют распознать его родственность жизни нашего воображения и мысли. Мы однако, уже увидели, что мелодия никогда не должна подниматься в сферу воображения, дабы не выпасть из области подлинного переживания музыки. Тем не менее флейтисту для извлечения звука нужен поток дыхания, а этот поток подключает его к его же середине. Иными словам, флейта привязывает голову к сердцу. По названной причине тягу к инструменту будут ощущать дети, которые любят пребывать в жизни своего воображения и своих мыслей и достигают в этом лёгкости и подвижности, что в исключительных случаях может вызвать тенденцию к обособлению в нечто самостоятельное.

3. Совсем иное чувство сообщают при вдувании воздуха язычковые инструменты с двойной тростью - гобой и фагот. Они противопоставляют потоку дыхания серьёзное сопротивление, которое может ощутить всякий, кто хотя бы раз пытался извлечь звук из этого инструмента. Между действиями играющего и производимым звуком возникает своего рода порог. Такие инструменты предполагают наличие склонности к мыслительной деятельности, хотя и в более дистанцированной, созерцательной форме.

4. Кларнет обходится одинарной тростью. Среди духовых это инструмент с наибольшим диапазоном звуков. При этом характер существенно меняется с переходом от низких звуков к высоким. так что получается весьма многоцветная картина звучания. Это многоцветье увеличивается ещё и за счёт динамических возможностей инструмента. Глядя на ребёнка, мы можем сказать: многообразие и быстрота смены выразительных возможностей, за которым скрывается тот серьёзный поиск мировых таинств, за которыми скрывается серьёзный поиск мировых таинств, что мы находим в экстремальном виде, к примеру, у клоуна, являются характеристикой, указывающей на кларнет.

5. Иногда в классе встречаются дети - девочки и мальчики - немного полноватого телосложения и добродушны, и если от них в данный момент не требовать мыслительной акробатики, то они распространяют вокруг себя атмосферу "хорошего самочувствия". Диапазон их голоса ограничен пятью нотами. И тем не менее они с удовольствие поют с другими и внутренне слышат правильно. Когда они брались за трубу или тромбон их интонации были чистыми и правильными. Звук трубы и тромбона выходит с большой направленностью, нежели у других инструментов, однако с другой стороны, он как бы продолжает свой род и внутри человека, которого звук как бы охватывает целиком. Кажется, будто жизненные силы, которые у таких детей сильно привязаны к их физическому телу, могут легче высвободиться из этого тела. Вышеописанные дети в старших классах достигали значительных успехов в сольной игре на этих инструментах. Здесь, больше внимания обращено на психолого-педагогический аспект вопроса, вместе с тем часто наличие определённой тенденции в конституции человека будет приводить к желанию играть на инструменте, звук которого указанным образом действует в человеке. Этот инструмент часто открывает возможности для колоссального развития.

6. Иначе обстоит дело с валторной. Она хотя и похожа на трубу и тромбон, но всё же, ввиду округлой формы трубки и её конического расширения, получает совсем иной характер звучания, требующий от играющего большой проникновенности.

7. Фортепиано. С одной стороны самый несовершенный инструмент, с другой стороны, это инструмент с наибольшими возможностями. Оно несовершенно потому, что между исполнителем и извлекаемым звуком включена многоколенчатая промежуточная механика, которую исполнителю приходится вовлекать в игру, но ещё в большей степени несовершенна потому, что сам инструмент не обладает никаким дыханием, и тем самым легато, а так же потому, что исполнитель не может модулировать звук. Если же я буду слушать на фортепиано чудесную мелодию легато, то это потому, что исполнитель сам создаёт дыхательное напряжение от звука к звуку и во фразе в целом, что отражается в очень тонких нюансах ударения клавиш. Именно пианист будет в особой мере ощущать движение между звуками и дополнять таким образом инструмент - только этим он превратит его в настоящий инструмент. Это, однако, означает, что тот, кто хочет сделать фортепиано своим инструментом, должен нести сильную волю к формированию музыки, располагать, так сказать, избытком музыкальных сил. Зачастую, это проявляется в том, что дети сочиняют вторые голоса к известным песням, или складывают в ряд аккорды, и сами уже всегда склонны к сочинению музыки. Если не обращать внимания на эти предпосылки, то во многих случаях можно наблюдать, что дети по прошествии 2-3 лет прекращают играть на фортепиано. Весьма разумно, если наряду с игрой на фортепиано дети обучаются игре ещё на одном мелодическом инструменте или поют, в том числе в хоре.

8. Ударные инструменты. Ударные требуют повышенной и пробуждённой внимательности, в то время как ритм соответствующий такту, очень энергично проникает в конечности. Тот кто играет на ударных инструментах, не очень то в состоянии творить из средней области, то есть из своего восприятия гармонии, однако он будет испытывать с большой интенсивностью именно это ощущение вместе с другими исполнителями. В оркестре исполнитель на ударных инструментах выступает чуть ли не в роли второго дирижёра, который очень тонко реагирует на малейшие колебания ритма. По этой причине было бы хорошо, если бы тот, кто хочет играть на ударных инструментах, сначала бы обучился игре на мелодическом инструменте, чтобы иметь впоследствии возможность следить в оркестре за всем музыкальным развитием и участвовать в его сотворении. При этом выяснится, было это действительным желанием, или здесь сыграли чары, возникшие, к примеру, от просмотра передачи.

via redgnom.ru


Количество просмотров: 3174
Погода в Москве

ясно  -4oC

 

ясно

Гороскопиум

Loading...
 
Знаете, что думают о Вас ацтеки или друиды
  
 
А надо ли учить ребенка музыке?
Музыкальное образование

А надо ли учить ребенка музыке?

 
В верх страницы В конец страницы