Ваш черёд блеснуть умом!
Десятки тысяч вопросов и игроков ждут вас в викторине "Поумничай!"
Техника

Тревога за треногу

Тревога за треногу

150 лет назад штатив был аксессуаром не опционным, а обязательным – первые камеры было тяжело даже носить, а удерживать неподвижно во время съемки – практически невозможно. В те времена фотоаппараты наводились на резкость при помощи объемных мехов и заряжались фотопластинами размером 13х18 см или 18х24 см. Светочувствительность фотопластин была очень невелика и длительность выдержки могла достигать часа, а, следовательно, начинать фотосъемку без штатива просто не имело смысла.

Первые штативы были деревянными конструкциями с простейшим устройством и без каких-либо приспособлений для изменения положения камеры. С течением времени камеры стали намного компактнее и легче, эволюционировали и штативы – однако требования к их качеству по-прежнему довольно высоки. Вот основные из них: обеспечивая абсолютную неподвижность камеры, штатив должен сочетать в себе надежность, удобство и, по возможности, компактность, а соединения его узлов должны быть достаточно жестки, чтобы гарантировать отсутствие люфтов. Желательно также, чтобы штатив был совместим с аксессуарами, необходимыми для различных видов съемки.

Настольные и карманные штативы

Достоинства подобных штативов – небольшой вес и компактность: они с легкостью размещаются если не в кармане, то в средних размеров сумке. Однако не стоит ожидать от карманных штативов абсолютной надежности и устойчивости – как правило, эти устройства рассчитаны на легкие компактные камеры или, в крайнем случае, на «продвинутые» компакты категории prosumer. Такие штативы обычно имеют короткие двух- или трехсекционные опоры, шаровую головку или головку, обеспечивающую вращение в двух плоскостях, возможно и наличие вместо головки площадки с винтом под соответствующую резьбу. Центральная штанга у подобных моделей – скорее исключение, чем правило, причем даже в том случае, если центральная штанга все-таки присутствует, она может быть телескопической, что также не добавляет штативу устойчивости. В этот класс могут быть зачислены миниатюрные штативы типа «паучьи ножки», а также струбцины и присоски, которые позволяют закрепить камеру практически на любой поверхности. 

Все штативы этого класса будут удобны при макросъемке, но могут использоваться и в других жанрах съемки, при наличии достаточно высокой и устойчивой поверхности, на которой можно было бы зафиксировать подобное устройство.

Штативы для цифровой фототехники

Многие владельцы цифровых фотокамер, особенно начинающие пользователи, убеждены, что для подобной фототехники необходимы особые штативы. Это подтолкнуло производителей штативов к выпуску специальных «цифровых» моделей, что можно считать скорее удачным маркетинговым ходом, чем действительно актуальным нововведением. Впрочем, штативы этого класса все-таки имеют некоторые особенности, отличающие их от всех других. 

В частности, благодаря миниатюрности цифровой фотокамеры и сравнительно небольшому количеству подвижных элементов в ее конструкции, подобные модели не нуждаются в тяжелых штативах и могут обойтись гораздо более изящными и элегантными устройствами. Кроме того, штативы для цифровой фототехники поставляются в различных цветовых исполнениях, поэтому, при желании, фотограф может подобрать модель под цвет своей любимой фотокамеры.

Видеоштативы

Штативы для видеокамер легко отличить от фотоштативов по единственной, но достаточно длинной ручке на головке. С помощью этой ручки осуществляется горизонтальное и вертикальное панорамирование, причем, для обеспечения плавности хода, головка должна иметь хороший демпфер (в дорогих моделях – жидкостный), подавляющий возможные толчки. В остальном же видеоштативы должны отвечать тем же требованиям, что и штативы для фотосъемки.

Универсальные штативы

В этот класс входят недорогие устройства, которые подходят как для фото-, так и для видеокамер. Из недостатков подобных штативов можно отметить небольшую высоту, часто недостаточную для комфортной работы с «зеркалками». Впрочем, владельцы цифровых зеркальных фото- и видеокамер вряд ли заметят это неудобство, поскольку поворотные видоискатели и ЖК-дисплеи подобных устройств позволяют с комфортом использовать камеру практически в любом положении. Опоры штативов этого типа, как правило, выполняются из алюминия, а сочленения между секциями – из пластика. Для большей устойчивости устройства, между опорами и центральной штангой штатива могут быть добавлены жесткие «перепонки». 

Многие штативы этого класса поставляются с несъемными головками. При этом сама головка обладает двумя степенями свободы и снабжена площадкой, которая обеспечивает перемещение по третьей оси, позволяя отклонять фотокамеру на 90 градусов в сторону. Подобные штативы не предназначены для работы с тяжелыми камерами – при использовании модели, вес которой превышает расчетный, центральная штанга может самопроизвольно «съезжать». Во всех остальных отношениях штативы этого класса будут идеальны в любительской практике – они имеют небольшой вес и не требуют от пользователя специальных знаний и умений.

Профессиональные штативы

К штативам профессионального класса предъявляются повышенные требования по устойчивости и надежности, поэтому чаще всего они представляют собой достаточно массивные конструкции с опорами, выполненными из алюминия, стали, титана или карбона. Все перечисленные материалы обладают высокой прочностью, различаясь между собой лишь весом. Число секций опор у штативов этого типа не превышает трех, а сочленения между ними изготовляются из износоустойчивых композитных материалов и рассчитаны на интенсивную ежедневную работу. 

Для максимального удобства работы, предусмотрена возможность устанавливать опоры штатива в фиксированные положения под различным углом друг к другу, то есть изменять рабочую высоту штатива. Центральная штанга обычно имеет возможность переворачиваться головкой вниз, что будет полезно при макросъемке. Входящие в этот класс штативы комплектуются головками с 3 степенями свободы (или шаровыми), выполненными из металла и снабженными съемными площадками. Возможно также наличие жидкостного уровня и градуированной панорамной шкалы. 

Кроме того, профессиональные штативы могут продаваться и без головки. Отличительная черта профессиональных штативов – большое количество аксессуаров, которые позволяют расширить сферу их использования.

Основные характеристики штативов

Умение «расшифровать» базовые характеристики штативов весьма важно для того, чтобы не ошибиться при выборе оптимального для своих нужд устройства. Наибольшее значение имеют такие характеристики, как рабочая высота, высота в сложенном состоянии и вес. Среди характеристик штатива также может быть указано наличие ручного привода для изменения положения центральной штанги, наличие съемной площадки на головке штатива, количество и диаметр секций опор и др.

Рабочая высота - расстояние от поверхности, на которой стоит штатив, до площадки на которой закреплена фотокамера (может указываться высота без учета головки), причем центральная штанга должна быть закреплена в обычном положении, а не перевернута.

Каждый штатив имеет максимальную и минимальную рабочую высоту. Главный критерий при выборе штатива – собственный рост фотографа: при установке камеры на штатив ее видоискатель должен быть как минимум на уровне глаз пользователя. Однако желательно, чтобы максимальная рабочая высота штатива превышала рост фотографа – выдвинутая до максимума центральная штанга не добавляет штативу устройчивости.

Высота в сложенном состоянии и вес штатива определяются каждым фотографом индивидуально. Оптимальная высота в сложенном состоянии зависит от условий транспортировки штатива (в кармане, в сумке вместе с камерой, ручная переноска, использование автомобиля). При выборе нужного веса следует искать компромисс между максимальным, который обеспечит наилучшую устойчивость, и минимальным, удобным для транспортировки. Рабочая нагрузка – показатель, который говорит о том, насколько тяжелой может быть камера, с которой используется штатив. Если критический вес превышен, штатив может самопроизвольно сложиться или даже сломаться. Максимальная рабочая нагрузка зависит от особенностей конструкции штатива, материалов, из которых выполнены его подвижные элементы, и, разумеется, качества изготовления. Желательно, чтобы наиболее уязвимые элементы штатива (сочленения, соединения), были изготовлены из металла или композитных материалов (например, силумина).

Аксессуары для штативов

Многие модели, предназначенные главным образом любителям, продаются уже в «готовом виде» – купив такой штатив, пользователь избавляется от необходимости думать о каких-либо дополнительных аксессуарах. Однако опытные любители и профессионалы предпочитают приобретать различные принадлежности для различных видов съемки, что менее экономично, зато позволяет с успехом решать сложные творческие задачи.

Наиболее многочисленную группу аксессуаров составляют штативные головки. В зависимости от конструкции, они делятся на несколько видов: с двумя осями вращения, с тремя осями вращения, шаровые. Кроме того, существуют фото- или видеоголовки, предназначенные для работы с разными видами аппаратуры соответственно, а также головки для моноподов. Наконец, особую группу составляют панорамные головки, которые позволяют поворачивать закрепленную на них фотокамеру на заданный угол.

2D и 3D головки имеют, соответственно две или три степени свободы. Для поворота камеры по разным осям предназначены отдельные фиксаторы, одновременно выполняющие роль рычага. Как правило, 3D-головка обеспечивает вращение фотоаппарата на 360° по вертикальной оси, наклон вперед не менее чем на 90° и отклонение назад на 15-30°, а также наклоны в обе стороны – не менее чем на 90° в одну и на 15-30° – в другую. 
В основе конструкции шаровых головок, как нетрудно догадаться по названию, лежит шар большего или меньшего диаметра с прикрепленной к нему площадкой. Вращая этот шар, фотограф и выбирает положение камеры. Шаровая головка обеспечивает оперативность работы и позволяет быстро и просто зафиксировать камеру в любом положении. 

Главная задача видеоголовки - гарантировать плавное панорамирование при видеосъемке, а потому ее конструкция предусматривает специальное демпфирующее устройство, подавляющее толчки (в наиболее дорогих моделях – жидкостное). Управление видеоголовкой осуществляется с помощью одной, достаточно длинной ручки.

Широкое распространение получили и аксессуары другого вида, а именно – съемные площадки (quick-release). Эти приспособления позволяют фотографу снимать камеру вместе с площадкой, не откручивая ее каждый раз от головки. Если в работе используются несколько камер, то, установив по площадке на каждую, фотограф может зафиксировать нужную камеру на штативе за считанные секунды. Большинство производителей выпускают съемные площадки под любые типы головок и фотокамер.

Наконец, не стоит забывать и об удобстве транспортировки, которое обеспечит такой полезный аксессуар, как чехол. Хороший чехол не только позволит взять штатив с собой в любое путешествие, но и поможет защитить его от неблагоприятных внешних воздействий.

foto.ru

Количество просмотров: 1643
Погода в Москве

ясно  -4oC

 

ясно

Гороскопиум

Loading...
 
Знаете, что думают о Вас ацтеки или друиды
  
 
 
В верх страницы В конец страницы