Ваш черёд блеснуть умом!
Десятки тысяч вопросов и игроков ждут вас в викторине "Поумничай!"
Социальная защита

Упражнения на усыновление

Упражнения на усыновление

#46531#
 Не диктовать правила, а задумываться о проблемах и их решении — основной подход для сети создающихся в Москве школ приемных родителей.

Преподаватель Неля Пилипко пишет маркером на белой доске слово «дети» вертикально, сверху вниз. И оборачивается к ученикам — десятку взрослых женщин, сидящих за овальным столом:

— Что приходит в дом вместе с детьми? Назовите то, что начинается с одной из этих четырех букв.

Женщины почти сразу начинают галдеть: добро, еда, творчество, игра.

Занятия проходят по вечерам, после работы, один или два раза в неделю, а весь 72-часовой курс длится 2,5-3 месяца

— Тоска, — вставляет в общий гвалт девушка в розовом.

Неля Пилипко замирает c маркером, нацеленным на доску.

— Мне кажется, дети тоскуют, — поясняет в неожиданно наступившей тишине девушка в розовом.

Кивнув, Неля записывает это слово:

— Если подумать, это действительно так.

Не диктовать правила, а предложить задуматься о возможных проблемах и их решении — это основополагающий подход для сети школ приемных родителей, которую создает Московская служба психологической помощи населению (МСПП) в рамках городской программы по преодолению социального сиротства. Первая бесплатная школа службы — исключительно психологической помощи потенциальным усыновителям и попечителям — открылась год назад в Юго-Восточном округе. Сегодня школы работают уже в шести округах. А занятия теперь ведут не только психологи МСПП, но также юристы и медики.

«Закон не обязывает приемных родителей идти в наши школы, — говорит руководитель МСПП Антонина Ляшенко. — И окончание школы не гарантирует готовность человека стать приемным родителем». Преподаватели даже не вправе советовать выпускнику, усыновлять ребенка или нет. «Наша задача не в том, чтобы после окончания курса выпускники спешно усыновляли детей, — объясняет преподаватель одной из школ и руководитель отдела МСПП в ЮАО Неля Пилипко, — а в том, чтобы их решение оказалось по-настоящему взвешенным».

В группе занимаются 10-15 человек. Около половины из них — семейные пары за тридцать, в основном бездетные. Остальные — одинокие женщины, чаще всего лет 40-50. Занятия проходят по вечерам, после работы, один или два раза в неделю. Весь 72-часовой курс длится 2,5-3 месяца.

Часто урок начинается с того, что каждый придумывает два-три повода похвалить себя. «Поначалу люди не знают, что сказать, — говорит Неля Пилипко. — Потом вспоминают: не проспал сегодня — молодец!» Это нужно, чтобы в дальнейшем легко и часто находить поводы подбодрить приемного ребенка, который, в отличие от родных детей, совсем не уверен, что в новой семье его любят.

Трехчасовое занятие с перерывом на чаепитие включает множество таких несложных упражнений. К примеру, каждый слушатель получает от преподавателя бумажный цветик-семицветик и на его лепестках пишет ласковые — с его точки зрения — обращения. «Мы-то привыкли к разным вариантам своего имени и ласковым обращениям вроде “зайчик”, “солнышко”, — говорит Неля. — А у воспитанников детских домов — только имена. Одна родительница рассказывала, что ее девочка после детского дома откликалась лишь на “кукушку” — так звали всех воспитанниц. По имени воспитатели обращались к ней, только когда ругали».

Более трудоемкие задания психолог задает на дом. К примеру, нарисовать план квартиры, отметить на нем маркерами личное пространство каждого члена семьи (кровать, любимый стул на кухне) и предполагаемое пространство нового члена семьи. Бывает, люди тут же что-то меняют в своем доме, как, например, слушательница курса, которая хранила свою одежду в шкафу сыновей. «Это не очень хорошо с психологической точки зрения, — говорит Пилипко. — Тем более для ребенка, которому сложно сориентироваться в новом пространстве».

По словам Пилипко, выпустившей четыре группы, среди закончивших обучение всегда есть люди, которые понимают, что не готовы ежедневно обеспечивать ребенку дома тепло, уют и благополучие. Но основная масса учеников в школе лишь укрепляется в своем решении. «Нередко бывает, что в начале занятий люди думают о патронате, — рассказывает Неля, — а в конце принимают решение об усыновлении».

Данных обо всех выпускниках у МСПП нет, однако около трети из 94 человек, закончивших школы приемных родителей, сами сообщили бывшим преподавателям об успешном завершении процесса усыновления, оформления опеки или патроната. «Приемные родители даже просили нас проводить встречи выпускников, — рассказывает Антонина Ляшенко, — поэтому недавно мы открыли клуб приемных родителей». Раз в месяц выпускники собираются, чтобы пообщаться не только друг с другом и со своими бывшими преподавателями-психологами, но также поделиться опытом с новыми слушателями школ.

Новых учеников в школы направляют в основном органы опеки, в которые обращаются потенциальные приемные родители. Но прийти на занятие можно и самому: информация о школах есть в окружных отделах МСПП (контакты на сайте www.msph.ru). В 2009 году служба планирует открыть школы во всех московских округах, кроме ЦАО.

Текст: Дина Юсупова 
 
Источник: Ведомости.Пятница


Количество просмотров: 6925
Погода в Москве

ясно  -4oC

 

ясно

Гороскопиум

Loading...
 
Знаете, что думают о Вас ацтеки или друиды
  
 
 
В верх страницы В конец страницы