Ваш черёд блеснуть умом!
Десятки тысяч вопросов и игроков ждут вас в викторине "Поумничай!"
Покупки и платежи

Запад превратил Рождество в парад консюмеризма

Запад превратил Рождество в парад консюмеризма

Факты:
Сразу после Дня благодарения, который празднуется в последний четверг ноября, американцы подключаются к общенациональной предрождественской гонке за подарками, во время которой обычно совершаются самые крупные покупки года.
Однако не для всех жителей страны сезон подарков заканчивается радостью и весельем. Как показывает недавнее исследование Стэндфордского университета, по крайней мере для 5,8% американцев праздники заканчиваются на грустной, если не депрессивной ноте. Они страдают клинической «шопоманией», то есть неудержимой страстью совершать покупки, сообщает агентство Washington ProFile.
В противоположность обществам партнерства и кооперации, общество владычества и конкуренции, — крайним выражением которого, очевидно, являются США, с их ярко и официально выраженными доктринами агрессивного превосходства как по отношению ко внешнему миру, так и по отношению индивидов друг к другу, — вызывает к жизни патологические явления, которые лишь подчеркивают нездоровый характер изначальной идеологии.
Так, американское общество, перепроизводящее и растрачивающее ресурсы не по необходимости, а ради обогащения элиты, вынуждено было в свое время принять концепцию консюмеризма. Теперь, в зените славы и начале падения американской глобальной империи, эта концепция принимает совершенно уродливые очертания — консюмеризм превращается в «шопоманию», охватывающую все большее число жителей США.
В последние годы все больше американских психиатров присоединяются к мнению, что «шопомания», то есть маниакальное желание приобретения новых вещей — не банальное неумение сдерживать порывы неуемного консюмеризма, а болезнь, и потому называют его синдромом.
Впервые признаки этого синдрома описал знаменитый психиатр Эмиль Крапелин, известный открытием шизофрении и маниакальной депрессии, сообщает Washington ProFile. Как писал Крапелин в 1915 году, «люди, страдающие от шопомании, развивают чувство удовольствия от покупки и владения вещами в неуправляемую страсть, навязчивую идею, которая сопровождается глубоким удовлетворением во время покупки, но потом сменяется смущением, чувством вины и раскаяния».
Осознание всей серьезности «шопомании» обострилось в 1990-е годы. Исследование, проведенное в Стэнфорде, стало одним из первых опытов широкомасштабного изучения шопомании и показало, что на каждые 20 человек, проживающих в США, приходится более одного шопоголика.
Стэндфордские ученые заключили, что это заболевание отличается «неудержимым, навязчивым и часто бессмысленным импульсом покупать», и что уже приблизительно 6% женщин и 5.5% мужчин страдают от шопомании. Ученые даже предложили (вместе с американским Национальным институтом изучения наркозависимости) включить синдром неудержимого приобретения вещей в разряд психических заболеваний и официально зарегистрировать в «Библии» психиатров — «Руководстве по диагностированию и статистике психических расстройств».
Лорин Коран, профессор психиатрии Стэндфордского университета и ведущий автор исследования, отмечает, что в предновогодний праздничный сезон, когда целое общество следует девизу shop-till-you-drop, что можно перевести как «ходи по магазинам, пока стоишь на ногах», шопоголикам труднее всего выстоять против соблазнов консюмеризма. Они чувствуют себя примерно так же, как алкоголики, которым после некоторого воздержания настойчиво предлагают рюмку водки. Психиатр указывает при этом, что, помимо праздников с упором на покупку подарков, чувства, связанные с депрессией, беспокойством, скукой и раздражением, тоже стимулируют «запойные» периоды шопоголиков. Однако «безумный шоппинг» не помогает решать эти проблемы, а лишь усугубляет их.

Шопоголики склонны к покупке ненужных вещей

Психиатр Эмиль Крапелин отмечал, что последствиями шопомании являются повышенный стресс, проблемы во взаимоотношениях с людьми, включая членов семьи и коллег по работе, и серьезные финансовые трудности. Действительно, по мнению экспертов, страсть к неограниченному потребительству как «женских», так и «мужских» товаров в большинстве случаев заканчивается долгами.
Кроме того, шопоголики покупают вещи, которые им не нужны и которые они не могут себе позволить, и особенно страдают во время Рождества, когда американцы подвергаются безудержным атакам рекламодателей.
Интересно, что самые распространенные аргументы шопоголиков очень напоминают фразы, составленные из рекламных слоганов, словно впечатанные в их мозг навязчивым телевидением и другими средствами коммуникаций: «Я покупаю, потому что мне нужны эти вещи», «Я покупаю, потому что я хочу эти вещи», «Я покупаю, чтобы не отставать от моды», «Я покупаю, чтобы чувствовать себя лучше».
Психиатры рекомендуют подобным больным принять философии нематериальных удовольствий, стараться развивать интересы, связанные с приобретением интеллектуальных, а не физических ценностей, покупать в компании здравомыслящего человека, который удержит их от незапланированных покупок, и совершать покупки по заранее составленному списку.
В принципе желание медиков отнести «шопоманию» к психическим расстройствам довольно закономерно. Ведь перед нами — не что иное, как выращенное корпорациями в погоне за прибылью мощное усиливающееся пристрастие потребителя к новым и новым, но ненужным, затрачивающим впустую массу природных ресурсов, товарам. А этот путь губителен — как в отношении психики потребителя, так и в отношении других народов, даже экологии планеты.
Можно было бы махнуть на это рукой, если бы распространение идеологии и культуры (в том числе консюмеризма) не коснулось бы вплотную уже и России. Не далее как на днях автор этой статьи смотрел российскую телепередачу, в которой опрашиваемые журналистами российские потребители описывали свои пристрастия к покупкам. При этом аргументы и результаты «шоппингов» практически точь-в-точь совпадали с результатами американских исследователей.
Конечно, от массовой «магазинной болезни» российского потребителя пока еще сдерживает сравнительная новизна привнесенного с Запада консюмеризма, небольшие реальные доходы на душу населения и привычка к функционализму покупок. Однако с распространением западных идеологических доктрин всеобщей конкуренции, «умения жить», «яппи», «консюмеризма», с распространением во многом базирующихся на этих принципах торговых сетей и «гигамоллов», откуда иногда трудно найти выход, эта болезнь может набрать силу и в российских умах. Можно было бы сравнить ее нашествие с нашествием красивых и ярких грабителей — «игровых автоматов».
Конечно, людям с толстой мошной, возможно, и приятно поболеть «шопоманией», заодно рисуясь перед услужливым к богатым персоналом. Однако как для армии «игроманов» (в России — около 2 млн), так и для формирующейся армии «шопоголиков» последствия такого «увлечения» могут стать катастрофическими. Если игровые заведения уже решено поместить подальше от людей, то что может статься с теми центрами, которые насаждают у россиян безудержное желание потреблять? Кстати, многие исследователи в Америки пророчат (в случае признания «шопомании» психическим заболеванием) волну исков к торговым предприятиям, брендам и производителям от пострадавших потребителей — наподобие волны исков к табачным компаниям, развернувшуюся в США в последние несколько десятилетий.
Повод, используемый маркетологами для заражения людей «шоппингом», «скидками», «необходимостью покупать» — светлые праздники Рождества, Нового года, связанные для людей с самыми светлыми надеждами и чаяниями, — это просто бесчестная спекуляция. Нет, мы не призываем убрать скидки или продавать одни жестяные кружки и кипятильники — просто хочется, чтобы люди за праздничной магазинной мишурой и ажиотажем не позабыли самого главного — счастья проявлять любовь, уважение и заботу друг о друге.

Александр Радугин
Источник:http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=A1AA92C0F08E4958A2F72A9EC8712DA9&idrubr=3A76693B8E0711D3A90A00C0F0494FCA


Количество просмотров: 4916
Погода в Москве

ясно  -4oC

 

ясно

Гороскопиум

Loading...
 
Знаете, что думают о Вас ацтеки или друиды
  
 
 
В верх страницы В конец страницы